В.П. Глушко – основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров и творцов ракетной техники, бессменный руководитель ГДЛ-ОКБ. На всех ракетах-носителях, летавших в космос, установлены мощные двигатели, разработанные под руководством В.П. Глушко.
Родился Валентин Петрович 2 сентября 1908 года в Одессе. Из его автобиографии:
… В этом близком моему сердцу городе прошла половина моего детства, отрочество и наступила юность, здесь сложилось все, однозначно определившее цель моей жизни…
Весной 1921 года я прочел «Из пушки на Луну», а затем «Вокруг Луны». Эти произведения Жюля Верна меня потрясли. Во время их чтения захватывало дыхание, сердце колотилось, я был как в ударе и был счастлив. Стало ясно, что осуществлению этих чудесных полетов я должен посвятить всю жизнь без остатка… Я понимал, что для того, чтобы приступить к осуществлению полетов, необходимы большие знания, путь к которым лежит через школу и высшее учебное заведение…
Все вечера мальчик проводил в 1-й государственной народной астрономической обсерватории Губсовпартшколы. В 1922 г. Глушко организовал и возглавил Кружок молодых мироведов одесского отделения РОЛМа (Русского общества любителей мироведения). Здесь впервые он начал заниматься научными исследованиями. Еще в 1921 г. он заинтересовался вопросами космонавтики. Из автобиографии Глушко:
Первый труд Циолковского я нашел в Одесской публичной библиотеке. Зимой 1922 года она не отапливалась. Сидя в читальной зале в шинели, я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради. В 1923 году я написал письмо К.Э. Циолковскому в Калугу… с просьбой выслать его труды. Через короткий срок, к великой моей радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка, продолжавшаяся ряд лет…
Валентин Глушко публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике, первая из них – статья «Завоевание Землей Луны 4 июля 1924 г.» – появилась 18 мая 1924 г. в газете «Известия» Одесского губкома КП(б)У.
22 января 1927 года Глушко пишет Циолковскому:
Протекшие полтора года с последнего письма нашей переписки были достаточны, чтобы многое изменилось. Прежде всего, я выехал из Одессы и работаю сейчас в физическом институте Ленинградского государственного университета… Мой живейший интерес к великому делу межпланетных сообщений не угас. Я по-прежнему интересуюсь им. Более того, теперь я специально занялся им и питаю надежды, подкрепленные моими лабораторно-практическими исследованиями, которыми, в недалеком будущем, я надеюсь поделиться с Вами…
Из письма от 26.08.1930 г.:
… Ясно, что смысл имеет реактивный летательный аппарат как самостоятельная конструктивная единица…
После сдачи государственных экзаменов за полный курс физико-математического факультета Ленинградского университета (1925-1929 гг.) Валентин Петрович Глушко с 15 мая 1929 г. работал в Газодинамической лаборатории, где уже в 1929 г. сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе. В 1931 г. были проведены первые в СССР огневые стендовые испытания экспериментального жидкостного ракетного двигателя ОРМ; в 1933 г. созданы первый в мире электротермический РД и надежно работающие ЖРД для летательных аппаратов. Работы руководимого Глушко коллектива были продолжены с 1934 г. в Москве в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, с 1937 г. – НИИ-3 НКОП). После введения в 1936 г. в РНИИ звания главных конструкторов разработок Валентин Петрович Глушко – Главный конструктор ЖРД. В 1935 г. опубликована книга В.П. Глушко (совместно с Г.Э. Лангемаком) «Ракеты, их устройство и применение»; в 1936 г. вышла книга «Жидкое топливо для реактивных двигателей».
23 марта 1938 года Глушко был арестован органами НКВД г. Москвы по доносу одного из сотрудников НИИ-3 А.Г. Костикова. На основании актов технической экспертизы, проведенной в институте по заданию НКВД, 15 августа 1939 года Особое Совещание при НКВД приговорило Глушко к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, но впоследствии он был оставлен для работы в техбюро. Сначала он был направлен на московский авиационный моторостроительный завод в Тушино, где занимался разработкой проекта вспомогательной установки ЖРД на двухмоторном самолете С-100 для форсирования маневров самолета, а затем в 1940 г. в Казань для продолжения работ.
Под руководством В.П.Глушко за период до 1944 г. было создано семейство вспомогательных авиационных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 с насосной подачей азотной кислоты и керосина, с регулируемой тягой и максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг. Эти двигатели прошли в 1943-46 гг. наземные и летные испытания на самолетах конструкции В. Петлякова, С. Лавочкина, П. Сухого, А. Яковлева. Двигатели РД-1ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания, отчеты по которым были утверждены Сталиным.
Согласно письму Берии от 16.06.1944 г. на имя И.В. Сталина с просьбой о досрочном освобождении конструкторов за выполнение работ, имеющих важное оборонное значение, 27 июля (фактически – 2 августа) 1944 г. В.П. Глушко был освобожден и сразу после окончания войны направлен в Германию с целью ознакомления с трофейной немецкой ракетной техникой. В 1945 г. Валентин Петрович был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и орденом Трудового Красного Знамени.
Но только 30 мая 1956 года (после ХХ съезда партии) постановление Особого Совещание при НКВД СССР от 15.08.1939 г. было отменено и дело за отсутствием состава преступления прекращено. В.П. Глушко был полностью реабилитирован.
В 1941-74 гг. В.П. Глушко – главный конструктор, в 1974-89 гг. – генеральный конструктор НПО «Энергия». С 1946 г. начинается разработка мощных ЖРД. В 1948-53 гг. под руководством Валентина Петровича в ГДЛ-ОКБ создаются ЖРД для первых отечественных ракет дальнего действия и научных геофизических ракет. ЖРД конструкции ГДЛ-ОКБ в 1957 г. обеспечили запуск первого в мира искусственного спутника Земли, а в 1961 г. – старт космического корабля с Ю.А. Гагариным на борту. С 1962 г. начались полеты космических ракет серий «Космос», «Интеркосмос», на которых были установлены мощные двигатели, разработанные под руководством Глушко. В 1965 г. был создан ЖРД для мощной космической ракеты «Протон», обеспечившей в последующие годы доставку на Луну луноходов, взятие проб лунного грунта, запуск искусственных спутников Венеры и Марса, посадку аппаратов на Марс, получение изображений поверхности Венеры, полеты орбитальных станций «Салют».
В 1953 г. Валентин Петрович Глушко был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1956 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 1957 г. присуждена Ленинская премия. В 1958 г. был избран действительным членом АН СССР и в том же году Академией наук СССР ему была присуждена Золотая медаль им. К.Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В 1961 г. становится дважды Героем Социалистического Труда. В 1967 и 1984 годах присуждена Государственная премия СССР. В 1967 г. получил диплом имени Поля Тиссандье (ФАИ). В 1976 г. избран действительным членом Международной академии астронавтики.
В.П. Глушко принадлежит около 250 научных и научно-популярных работ. Валентин Петрович читал лекции по ракетной технике в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского в 1933-34 гг. и в МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1947-54 гг.
В.П. Глушко – депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов. Член ЦК КПСС с 1976 г. Награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, медалями. Почетный гражданин 8 городов. В 1994 г. решением Международной астронавтической федерации его именем назван кратер, диаметром 43 километра, на заповедной видимой стороне Луны.
Семья Глушко в послевоенное время жила в доме в подъездах № 12 и № 18.
Умер Валентин Петрович Глушко 10 января 1989 года в Москве.