В музейном деле Проскуровых есть снимок 1940-го года. Семья живет в Доме в квартире 219 (к 1941 г. по просьбе Александры Игнатьевны переедут в меньшую – № 202), Иван Иосифович – замнаркома обороны по ВВС, Лида учится в 19-й школе. Недавно переехали в Москву из Воронежа, где Проскуров командовал 2-й Особой армией ВВС.
Они оба из Запорожья – Иван Иосифович и Александра Игнатьевна. Она рано осталась без матери, была старшей среди пятерых детей, и на ее долю выпало растить младших. Встретилась с Иваном, уехали на учебу в Харьковский институт электрификации сельского хозяйства. Маленькую Лиду первой приводили в детский сад – учеба у родителей начиналась рано.
Потом Ивана Иосифовича направили в Сталинградскую летную школу. Был инструктором в Академии им. Жуковского. Потом – Серпухов. З года в Монино. Отсюда в 1936-м Проскурова послали в «длительную командировку», как было сказано семье. Из Испании вернулся в июле 1937 года. С орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В июне ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
13 июля 1941 года в квартире командующего ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта И.И.Проскурова шел обыск. Он шел всю ночь, Александра Игнатьевна машинально подписывала бумаги – опись конфискованного имущества. Потом она пыталась что-то узнать о муже, которого любила безгранично, – не узнала. Семье велено было ехать в эвакуацию: Александре Игнатьевне сказали, что если она не поедет – заберут детей. Поплыли в Куйбышев. А там вскоре ее арестовали. Девочки остались одни, в чужом городе, без средств к существованию. Спасибо добрым людям, к которым их поселили, – они помогали девочкам. Мама была во внутренней тюрьме в Куйбышеве. Лиду вызывали на допросы, кричали на нее. В 14 с половиной лет после очередного допроса в НКВД она вернулась седой. Пришлось отрезать косы.
Александру Игнатьевну вскоре отправили в пересыльный лагерь под Куйбышев. Уже наступили холода, теплых вещей девочки ей передать в тюрьму не успели. Наконец, разрешили свидание с ней. «Свидание было и радостно и мучительно, – рассказывает Лидия Ивановна. – Мама была больна, очень худая, плохо выглядела, летнее пальто висело на ней, как на вешалке… Ей угрожали, требовали отказаться от мужа – «врага народа». Она ответила: – Мой муж – кристально чистый человек. Это недоразумение. От мужа не откажусь».
Ивана Иосифовича Проскурова 28 октября 1941 года расстреляли под Куйбышевым по приказу Берии. Александра Игнатьевна была приговорена к 5 годам ссылки. Много позже семье стало известно, что муж и жена Проскуровы в какое-то время находились в куйбышевской тюрьме одновременно.
Лиду и Галю отправили в ссылку вместе с матерью. После страшной дороги в душных вагонах, за решетками, с пьяными охранниками, прибыли в город Петропавловск Казахской ССР. Вели в тюрьму по улицам Петропавловска под конвоем, с собаками. Через неделю, оформив документы, велели отправляться за 50 км в деревню Бугровое, где было предписано жить. Ехали туда на санях несколько дней, Галя обморозилась. В деревне на жизнь зарабатывали работой в поле, вязкой носков и варежек для фронта. Александра Игнатьевна с Лидой тайком добывали дрова в лесу.
Когда кончился пятилетний срок ссылки, Александра Игнатьевна уехала с Галей к сестре в Запорожье. Лида поехала в Москву. Остановилась у знакомых, переночевала, а на другой день зашла к своей школьной подруге Вере Водопьяновой. Мария Дмитриевна предложила: – «Оставайся у нас». Так и прожила в семье Водопьяновых до своего замужества.
В 1954 году Иван Иосифович и Александра Игнатьевна Проскуровы были реабилитированы. За ней приехали в Запорожье, дали квартиру в Москве, пенсию.
Умерла Александра Игнатьевна Проскурова в 1990 году, похоронена на кладбище в Монино, где когда-то счастливо жила их семья. В этом году в Монино поставлен памятник Ивану Иосифовичу.