5 августа 1905 года в семье плотника-краснодеревщика Ованеса (Ивана) Нерсесовича и Талиды Отаровны Микоян в деревне Санаин под городком Алаверды родился сын Анушван (Ануш). Трудовая деятельность Ануша началась, когда отец стал ему поручать пасти двух имеющихся у них коз. До 13 лет Ануш учился в появившейся в селе Санаин четырехклассной школе, а в 1918 г. продолжил учебу в армянской средней школе в Тбилиси.
В 1923 г. вместе с матерью переехал жить в Ростов-на-Дону к старшему брату – Анастасу, который в это время работал секретарем Юго-Восточного бюро ЦК партии. Ануш окончил школу ФЗУ при заводе «Красный Аксай» и стал работать учеником токаря, а позже перешел на работу в главные мастерские железной дороги. В 1925 г. принят в члены РКП(б). В этом же году уехал в Москву и поступил токарем на завод «Динамо», где товарищи по работе стали называть его Артемом. Это имя было позже официально записано в партийных документах А.И. Микояна. В 1927 г. направлен на партийную работу в Октябрьский трамвайный парк Москвы. В 1930 г. после службы в армии Артем Иванович начинает работать на заводе «Компрессор», где вскоре избирается секретарем комсомольской организации. В 1931 г. направлен в счет парттысячи на учебу в Военно-Воздушную инженерную академию им. Жуковского. В феврале 1936 г. женится на Зое Ивановне Лисицыной.
В октябре 1937 г. защищает дипломный проект, получив звание военного инженера-механика ВВС РККА, и назначается военпредом на самолетостроительный завод № 1. Уже в годы учебы он со своими однокурсниками спроектировал и в одной из мастерских Академии построил свой первый учебно-спортивный самолет «Октябренок». В течение всей своей последующей жизни Артем Иванович проектировал самолеты-истребители. В марте 1939 г. назначен зам. начальника КБ завода № 1. В декабре этого же года А.И. Микоян совместно с М.И. Гуревичем и своими единомышленниками создали на заводе новое опытное конструкторское бюро (ОКБ), самолеты которого получили наименование МиГ; теперь оно носит имя «ОКБ имени А.И. Микояна». В начале 1940 г. был запущен в серию первый созданный ими истребитель – МиГ-1, в конце года – МиГ-3. В этом же году А.И. Микоян назначен главным конструктором, а в 1956 г. — генеральным конструктором ОКБ. Под его руководством за три десятилетия созданы несколько поколений отечественных самолетов-истребителей, от поршневого МиГ-3, участвовавшего в Великой Отечественной войне, до современных сверхзвуковых реактивных самолетов-истребителей, которые явились существенным вкладом в повышение обороноспособности нашей страны. За три года войны была спроектирована целая группа истребителей: вместе с М.И. Гуревичем разработаны высотные истребители МиГ-1 и МиГ-3, которые обеспечивали ПВО Москвы и Ленинграда в начальном, самом тяжелом, этапе войны. После войны созданы несколько реактивных истребителей: первый отечественный реактивный МиГ-9, «самолет-солдат» МиГ-15, МиГ-17, первый в мире сверхзвуковой истребитель МиГ-19, самый известный истребитель второго поколения МиГ-21, первый легкий истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23, самый быстрый в истории авиации самолет МиГ-25. Большой опыт проектирования, испытаний, серийного изготовления этих самолетов, воспитание нового поколения высококвалифицированных конструкторов и инженеров позволили воплотить в проектах разрабатываемых самолетов последние достижения науки и техники и создать современные авиационные комплексы МиГ-31 и МиГ-29. Свыше 5000 самолетов с маркой МиГ эксплуатируются сейчас более чем в 40 странах мира. Они демонстрируют прекрасные летно-технические качества и высокую эффективность.
Артем Иванович Микоян был выдающимся руководителем и талантливым авиаконструктором, оказавшим большое влияние на развитие отечественной и мировой авиации. Он – один из немногих представителей нашей страны, чья память увековечена в Зале Славы Международного аэрокосмического музея в Сан-Диего (США, штат Калифорния). В руководимом им ОКБ Артем Иванович был не только Генеральным конструктором, но и душой коллектива, все члены которого были его единомышленниками, направляющими свои творческие способности на создание новых самолетов. Коллектив ОКБ продолжал успешно работать над новыми проектами и в последующие годы, когда Генеральным конструктором стал Ростислав Апполосович Беляков. И сегодня ОКБ им. Микояна следует традициям своего основателя – модернизирует и совершенствует выпущенные боевые машины.
За огромные заслуги в деле развития советской авиации А.И. Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, звания Лауреата Ленинской и Государственных премий, награжден многими орденами и медалями Советского Союза. Артем Иванович активно участвовал в общественно-политической жизни страны: неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, участвовал в работе съездов КПСС.
Генеральный авиаконструктор, академик, генерал-полковник Артем Иванович Микоян проживал в доме в квартире № 126 с женой Зоей Ивановной, дочками Наташей и Светланой и сыном Ованесом с 1944 до 1964 гг.